?

Log in

No account? Create an account
Ролевая игра "Городок"
Восстание 1863 года в Северо-Западном крае
Литовская деревня: быт, хозяйство и традиционная культура 
31st-Jan-2008 07:24 am
Английский лорд тебе товарищ
Статья получилась довольно скучная - бОльшая часть материала взята из старых советских энциклопедий "Народы мира" и "Народы СССР", причем пришлось старательно убирать абзацы про "комсомольские свадьбы" и тому подобную мутотень. Два замечания - я старалась выбирать сведения, которые имеют отношения к середине девятнадцатого века, но где-то могут просочиться сведения по более ранним и более поздним периодам. Аналогично в отношении регионов - в основном, где была возможность выделить региональные особенности, я выбирала данные по районам "Аукштайтия" и "Дзукия" (более северная "Жемайтия", кстати, более колоритна - а "Дзукия" по большому счету мало чем отличается от "среднеевропейских" традиций и от соседних поляков и белорусов), но не везде это получалось. Естественно, в игре мы не будем требовать исторической реконструкции быта и костюма, тем более специфично по конкретному региону. Так что это исключительно справочный материал "для общей культуры".

Под катом картинки, к сожалению, только черно-белые. Качество плохое - сканер с плохой ксерокопии.
Индрая, если у тебя есть возможность, не могла бы ты поискать по сети цветных картинок для иллюстраций?



Сельское хозяйство и орудия труда

Земледелие и животноводство издавна являются основными занятиями литовцев.
Основными зерновыми и техническими культурами у литовцев издавна являлись рожь, ячмень, овес, пшеница, горох и лен. На приусадебной огороде засевался небольшой клочок коноплей, так как в хозяйстве требовалось волокно для крепких веревок, некоторых видов грубых тканей, а конопляное семя употреблялось в пищу, особенно во время постов. В первой половине XIX века распространился также картофель. Значительную часть зерна и картофеля помещики перегоняли на водку. Винокурение и сдача в аренду мелким торговцам корчем составляли важную статью помещичьих доходов.
Основной системой земледелия было трехполье. В отличие от пашен, пастбища и часть сенокосов находились в общем пользовании крестьян деревни.
Традиционные земледельческие орудия в девятнадцатом веке были почти сплошь деревянными, изготовлялись они самими крестьянами или сельскими ремесленниками, железные части - местными кузнецами.
Основным тягловым животным нередко служили волы.

Существовало два основных орудия пахоты - соха (zagre) и рало (arklas). В Литве была известна соха двух видов - с одной палицей (которую этнографы того времени называли также русской) и с двумя палицами (именуемой литовский, прусской или мазовецкой).
Соха с двумя палицами обычно делалась из молодой сосны, вырванной с корнями. Корни служили рукоятками. Сами палицы изготовлялись из железа.
Наряду с сохой было известно и одзубое пахотное орудие - рало. Пашущий конец рала имел железный лемех.
В некоторых районах для пахоты применялась борона-плетенка (akecios), имевшая 25-36 деревянных зубьев, косо укрепленных в раме из еловых или орешниковых жердей.

37,98 КБ

Для сеяния применялось лукошко (setuve, kraitele), плетенное из соломы и орешника, реже из еловых корней. Сеяние из передника у литовцев встречалось редко.
Для уборки урожая применялось три типа орудий - серп (piautuvas), полукоса (dalgele) и коса (dalgis).
Перед обмолотом зерно сушилось в ригах, устроенных в гумнах. Рига в гумне составляла отдельный сруб, стены которого были выше стен самого гумна. Хлеба сушили днем, а молотили ночью. На молотьбу уходили все члены семьи, включая подростков, дома оставалась только хозяйка, которая готовила еду. Для молотьбы использовался цеп (kultuvas). Обычно молотьбу заканчивали до восхода солнца и сразу же устанавливали новую партию снопов, чтобы высушить ее к следующей ночи. Днем мужчина веяли и ссыпали зерно в закрома. С засыпкой зерна в закрома заканчивался цикл годовых земледельческих работ.

Второе место по значению в хозяйстве занимало животноводство. Литовцы держали коров, овец, коз, свиней, лошадей, волов. Деревня обычно имела общие выгоны для скота (за исключением тех мест, где существовало хуторское хозяйство). Обычно деревня нанимала старшего пастуха (kerdzius), чаще всего пожилого крестьянина из безземельных. Нанимался он перед началом пастьбы всей деревней на сходке глав хозяйств, иногда - старостой. Труд пастуха оплачивался зерном, картофелем, отчасти деньгами. Пастьба продолжалась с Юрьева дня (23 апреля) до начала ноября. В сезон пастьбы старший пастух жил и питался у крестьян поочередно, число дней постоя зависело от величины хозяйства или количества животных. Старшему пастуху помогали работавшие по найму дети сельской бедноты или подпаски, которых выделяли дворы по очереди.
В летнее время существовал обычай "ночного" - общая пастьба лошадей, в которой обычно участвовали парни, подростки, иногда девушки. В это время зажигались костры, рассказывались сказки, шутки.
В животноводстве постепенно товарное значение приобретало молочное хозяйство - на рынок поставлялись масло, сыр.

Уже накануне крестьянской реформы в литовской деревне существовало большое имущественное разделение. В Ковенской губернии насчитывалось более 20% полностью безземельных крестьян (то есть имевших только приусадебный огород), середняцкие дворы имели 3-10 десятин земли (я постараюсь отдельным файлом выложить систему мер в этом регионе, потому что здесь полнейшая путаница - встречаются и русские, и польские меры; в частности, землю измеряют и в десятинах, и в моргах, и в волоках), в то же время имелись хозяйства, владевшие 60-80 десятинами. Крупные крестьянские хозяйства еще до реформы использовали труд наемных безземельных батраков; нередко такие крестьяне самостоятельно выкупались на волю.

Садоводство и овощеводство большого хозяйственного значения не имели. Сады существовали в основном только в помещичьих имениях. Из овощей (кроме картофеля) выращивались капуста, свекла, морковь, огурцы, лук, чеснок, из ягод - садовая земляника.
В озерах и на реках ловили рыбу: в местных водоемах водятся снеток, лещ, плотва, щука, окунь, налим, а также раки.
Охота к середине девятнадцатого века хозяйственного значения практически не имела, и сохранялась лишь как развлечение в помещичьих усадьбах (где практиковалась загонная охота с собаками). В деревнях на мелких хищников, наносивших урон хозяйству, охотились с помощью петель и ловушек, а лисиц травили ядом, смешивая яд с воском и обмазывая смесью гусиные кости.

Распространено было также пчеловодство. Существовали ульи двух типов: колоды (выдалбливались из ствола дерева, отверстие закрывалось доской)) и сапетки (ульи, плетенные из соломы, иногда обмазанные глиной). До конца девятнадцатого века существовал обычай коллективного владения одним роем пчел. Совладельцы (сябры, biciuoliai) находились между собой в близких дружеских отношениях, подобных родственным. Мед добывался различными способами. Самый примитивный старинный способ - когда из естественного дупла вынимали мед, уничтожая пчел. В дальнейшем научились вынимать мед без уничтожения пчел, для этого применялось окуривание, сетки для предохранения лица, специальные крюки, перчатки и др.

43,33 КБ

Для длительного хранения меда применялась особая посуда из дуба или липы. Выемка меда была своеобразным праздником (bickuopis), в нем участвовали, кроме самого пчеловода и его семьи, все сябры и односельчане. Мед из сябрских ульев делился сябрами поровну. Обычным угощением на этом празднике был свежий мед, черный хлеб, сыр и свежие огурцы.

Типы сельских поселений, дома и хозяйственные постройки

В Литве существовало два типа сельских поселений: деревни и хутора. Деревни существовали двух типов: кучевые и уличные. Кучевые деревни с беспорядочным расположением усадеб являются более древней формой. Уличные деревни впервые появились в XVI веке в связи с проведением волочной реформы. Для них характерна прямая улица, идущая через всю деревню.
Хутора в западных районах Литвы начали впервые возникать в XVI веке, но основная масса их образовалась позже. В принеманском районе межевание деревень на хутора началось в первой половине XIX века по закону 1835 года. Земля выделялась двору одним участком, а усадьба переносилась на него в заранее намеченное место вблизи дороги.

От типа поселения зависел и тип крестьянской постройки в усадьбе.
Деревенские усадьбы отличались более четкой планировкой, жилые дома стояли торцом к улице. Это была, как правило, "лучшая" часть дома: лучшие помещения, богатый декор фасада. Дом ставился несколько отступая от улицы, перед домом разбивался цветник. Хозяйственные постройки в усадьбе группировались вокруг открытого двора, причем клеть стояла напротив дома; а ригу строили на расстоянии от других построек.
Хуторская усадьба имела несколько иную форму. Здесь крестьяне, не стесняемые границами приусадебных участков, свободно располагали постройки вокруг двора; иногда в усадьбе было два или три двора. Центром усадьбы служил жилой дом, длинная сторона которого была обращена на юг или на запад.
Как хуторские, так и деревенские усадьбы всегда огораживались заборами, иногда заборами разделяли двор на несколько частей. Для въезда в усадьбу делались ворота.

76,07 КБ

Аукштайтский тип жилища (распространенный в интересующем нас регионе) - это так называемая изба "пиркя" (pirkia), которая развилась из курной избы. Аукштайтские избы обычно трехкамерные, с планировкой изба-сени-камора (или светлица).
Изба отапливалась печью типа русской, в которой также варили пищу, пекли хлеб. На печи спали старики и дети. В избе в холодное время протекала вся жизнь семьи. Светлица была холодной, поэтому служили помещением только летом.
Почти все жилые помещения имели деревянные полы; глинобитые полы делались иногда в кухнях и сенях. Крыши делались соломенные двухскатные, реже четырехскатные; вход в дом через сени, перед входом пристраивалось крыльцо.
У богатых крестьян в домах было бОльшее количество комнат.

Наряду с жилым домом наиболее важную роль в быту литовских крестьян играла клеть (kletis, svirnas). Она предназначалась для хранения зерна, пищевых продуктов, а иногда летом служила спальней. Клеть представляла собой довольно прочное срубное строение с двухскатной соломенной или тесовой крышей. Клети в Аукштайтии были в основном однокамерные, с входом с торцевой стороны.
Для скота ставились срубные постройки - скотные дворы (tvartas). Чаще всего скотный двор объединял два основных помещения: хлеб для коров и конюшню; для свиней и другого мелкого рогатого скота пристраивались отдельные помещения. К хлеву иногда пристраивали сарай. Хлева строились на высоком каменном фундаменте, чтобы навоз не доходил до деревянной части стен.
Для хранения необмолоченных хлебов, сушки и молотьбы, использовалось гумно (kluonas). Для гумна характерны ворота с торцевой стороны, очень высокая четырехскатная или двухскатная соломенная крыша, широкий, но не длинный корпус.
Баня (pirtis) представляет собой маленькое срубное строение с соломенной крышей, состоит из двух помещений: бани и предбанника.

Традиционная одежда

Основные части крестьянской одежды долго шились из домотканой материи.

Традиционная женская одежда состояла из рубахи, юбки, передника, лифа, пояса, головного убора.

107,48 КБ

цветные прорисовки национального костюма вы можете найти на сайте по ссылкам, данным в конце этой статьи

Женские рубахи - длинные, холщовые (marskiniai), иногда цельные, но чаще сшитые из двух частей - верхней и нижней. Для верхней применялось более тонкое, иногда покупное полотно, для нижней - более грубое, домотканое. По покрою они обычно были туникообразные или туникообразные с наплечниками.
Рубахи богато украшались белой ажурной гладью или ткаными узорами из красных, синих или белых ниток. В середине-второй половине девятнадцатого века распространяется вышивка рубах крестом красной и черной бумагой по канве, этот тип вышивки был позаимствован из соседних белорусских регионов.
Украшались в основном длинные рукава и воротник; самым распространенным орнаментом был геометрический или стилизованный растительный.

Во время полевых работ женщины ходили в одних рубахах, подпоясывая их ткаными поясами. В другое же время поверх рубахи надевались юбки (sijonas) из льняной, шерстяной или полушерстяной ткани. Литовки носили две-три, иногда четыре юбки - одну поверх другой; юбки шились широкими и длинными, наверху у пояса собирались в складки или сборки. Расцветка и орнамент были разнообразные: полосатые (поперечные и продольные), в клетку различных пропорций, одноцветные или отделанные ткаными геометрическими или растительными орнаментами. Преобладали сочетания красного и зеленого, черного и красного, белого и синего цветов.

Обязательной принадлежностью женского и девичьего костюма был передник (prijuoste), тканый из льняной или шерстяной материи или сшитый из покупной материи. Передники также были разноцветные: клетчатые, полосатые, чисто белые или с многоцветным вышитым или тканым орнаментом.

Нарядной и праздничной частью традиционного женского костюма была безрукавка - лиф (liemene). В будни безрукавки носились реже. Шили их из домотканого мелкоузорчатого шерстяного материала, зажиточные крестьянки - из покупного шелка, парчи и сатина.

Традиционный как женский, так и мужской костюм дополнялся поясом (juosta). Пояса в быту использовались не только, как элемент одежды, но и, например, при пеленании детей, для изготовления девичьих головных уборов и др. Пояса было принято дарить на свадьбах и в иных торжественных случаях.
По способу изготовления существуют пояса тканые на дощечках, плетеные и др. Различаются соответственно технике и узоры поясов: так, в плетеных встречаются косые цветные полосы, ромбы, треугольники, в тканых на дощечках - продольные или поперечные полосы, в тканых закладной техникой - растительные мотивы, звездочки или геометрические орнаменты. Фон обычно образует белая, льняная основа, узор выполняется из шерстяных или цветных нитей, преобладают красный, синий, белый и фиолетовый цвета. Литовские пояса изготовлялись различной ширины - от узкой тесьмы в 1-2 см до поясов в 10 и более см.
Пояса обычно заканчивались разноцветными кистями.

Верхней зимней женской одеждой служили домотканые серые, коричневые, иногда белые суконные сермяги и овчинные шубы. Сермяги шились в талию, с цельной спинкой и небольшими клиньями по бокам. Осложной воротник и манжеты украшались бархатом, плюшем, черной фабричной тесьмой или вышивались черными нитками. Шубы или полушубки из овчины шились прямого покроя, с отложным воротником из того же меха.
Обязательной частью традиционной верхней женской одежды было большое, накидываемое на плечи покрывало (skara); его ткали из шерстяных или льняных ниток одноцветным или клетчатым.

Головные уборы, а также прически девушек и замужних женщин отличались друг от друга. Женщины часто волосы подстригали или обвертывали жгутом вокруг головы, девушки же заплетали две косы, которые укладывали вокруг головы или носили распущенными.
Традиционные девичьи головные уборы довольно разнообразны: венки из цветов руты, из тканых поясков, парчовых или шелковых лент, в основу которых клалась твердая бумага и береста. Нарядву с венками девушки часто носили и разные платки. Традиционным головным убором замужних женщин был полотенчатый убор - намитка (nuometas), в первой половине девятнадцатого века популярными стали также платки и чепцы. Носили платки по-разному, чаще всего завязывали под подбородком.

Основными украшениями литовских женщин были бусы: янтарные, коралловые, стеклянные, иногда металлические.

Литовская мужская традиционная одежда довольно рано утратила свою национальную специфику; в основных чертах она довольно сходна с одеждой соседних народов - поляков и белорусов.

Основными частями традиционного мужского костюма были рубаха, штаны, жилет и кафтан - холщовый или суконный, и сермяга.
Мужские рубахи шились из холста, с отложным или стоячим воротником, длинными рукавами на манжете; имели туникообразный покрой с наплечниками. Вышивкой или нашивками из белой ткани украшались воротник, манжеты и грудь; для вышивки использовались растительные или геометрические орнаменты, выполнялись красной или черной бумажной ниткой по канве. Рубахи обычно заправляли в штаны, и только в жаркие дни, в страдную пору, старики носили их навыпуск с белыми полотняными штанами.
Штаны шились неширокими, длинными, для летнего времени из полотняной, для зимы - из суконной или полушерстяной ткани в мелкую полоску, клеточку или одноцветные. Из такого же материала шились и жилетки.
Поверх рубахи надевались кафтаны. Кафтаны шились до колен, в талию, с отрезной спинкой; карманы, грудь, воротник, манжеты украшались тесьмой или обшивались черным шнурком.
Основным материалов для изготовления мужской зимней одежды была овчина; шубы и полушубки шились прямого покроя и подпоясывались поясами. Зимой носили различные меховые шапки, летом - соломенные шлямы и покупные круглые картузы с козырьками.

Повседневной обувью были лыковые лапти (vyzos) и кожаные постолы (nagines), в более зажиточных семьях - деревянные башмаки. В богатых семьях по праздникам мужчины носили кожаные сапоги с высокими голенищами, женщины - полуботинки на каблуке.

Семья и семейный быт

В середине девятнадцатого века в Литве уже преобладала малая семья. Поскольку податной единицей был крестьянский двор, то до отмены крепостного права помещики были заинтересованы в том, чтобы крестьянские дворы были возможно многолюднее и размеры хозяйства крупнее. Поэтому разделы семей часто искусственно тормозились и не разрешались до совершеннолетия детей старшего женатого брата. Однако в самом крестьянском быту тяга к разделению была очень сильной и нередко разделы фактически совершались по устному соглашению в рамках крестьянского двора. В таких случаях семьи женатых братьев, даже проживавших под одной крышей отцовского дома, делили результаты общего труда и питались раздельно.

Главная роль в малой семье принадлежала отцу, который распоряжался судьбами других членов семьи, бюджетом и хозяйством; только небольшие суммы, получаемые хозяйкой за проданные на базаре яйца, масло, сыр и др. были в ее распоряжении. В вопросах заключения брака решающее слово принадлежало отцу, в меньшей степени - матери. Основную роль в создании большинства семей играли хозяйственные расчеты. Заключение брака против воли родителей могло привести к изгнанию из дома и лишению наследства.
По обычному праву недвижимое имущество передавалось старшему сыну с условием пожизненного содержания престарелых родителей и выплаты соответствующих долей деньгами или натурой выходящим замуж сестрам и выходящим из двора братьям.
Старики из бедных семей иногда пополняли ряды бродячих нищих.

У литовцев по традиции давалось дочери два вида приданого: "Крайтис" (kraitis) и "пасога" (pasoga). Крайтис (ткани, одежда, мебель и различные предметы домашнего обихода), бОльшая часть которого была создана руками самой девушки, считался ее собственностью и не являлся объектом торга при сватовстве. Пасога (деньги, скот, земля, сельскохозяйственный инвентарь) давалась дочери по усмотрению отца в дар, поэтому пасога служила предметом торга при сватовстве.
Торг вел посредник жениха - сват. В пасогу по традиции обычно входили дойная корова, свинья, лошадь в упряжке. Из-за поисков большой пасоги случались браки между людьми разного возраста, иногда вовсе незнакомыми.
Наряду с традиционным браком - когда жена входила в дом мужа - в крестьянском быту широко встречалось "примачество", при котором мужчина входил в дом жены. В примаки шли обычно младшие сыновья и бедняки.

В период сватовства жених со сватом несколько раз посещали дом родителей невесты. Окончательная сделка (uzgeros) совершалась после смотрин хозяйства жениха. Во время обручения молодые обменивались подарками. Основным моментом обручения служило обрядовое питье пива или вина: родительская сторона невесту "пропивала", сторона жениха - "запивала". Обручение у литовцев означало окончательный брачный договор, расторгать помолвку было не принято. Кое-где после обручения молодые сразу начинали вести брачную жизнь, свадьбу же справляли иногда год спустя.

Накануне свадьбы вечером над невестой исполнялись обряды расплетения кос, причесывания волос и плетения венка из руты.
Перед свадьбой за гостями высылался молодой парень - квеслис (kvieslys) верхом на убранной цветами хорошей лошади, в нарядной высокой шапке. В руках он держал украшенную поясами палочку. На нее приглашенные девушки привязывали подарки для квеслиса: полотенца, тканые пояса и др.
Квеслис приглашал гостей специальной традиционной речью.
Прибывший перед венцом в дом невесты жених встречался на пороге отцом невесты с хлебом, солью и стаканом вина. В других случаях жениха принимали с мнимым недружелюбием, перед поездом жениха загораживали ворота, требовали выкуп. Проход в избу и место за столом выкупал сват остроумными ответами на заданные ему вопросы и подарками - вином, пирогами.

Когда невеста попадала в дом жениха, родители жениха (иногда только отец) встречали ее также хлебом-солью. Иногда при встрече молодых свекровь набрасывала на них овчинный тулуп или клала шубу на пороге избы.
Молодоженов укладывали спать в клети или каморе без особых церемоний. Пробуждение после первой ночи встречалось шумно, с музыкой и шутками. В этот день проводились различные церемонии, означавшие, что молодая перешла в число замужних женщин (надевали чепец и намитку, вручали предметы домашнего обихода и др.). В это же утро по традиции невеста раздавала родне мужа подарки собственной работы - холсты, полотенца, пояса и др.
В знак принятия молодой в число новой родни она приглашалась сватом танцевато, за что одаривала его полотенцем.
Одним из завершающих свадьбу обрядов было "вешание" свата. Сначала свата возили на бороне, поили рассолом, "угощали" объедками и т.п. Затем свата "казнили" (вместо свата вешалось чучело, набитое соломой). Свадьба заканчивалась шутками, "выкуриванием" гостей (под столом зажигалась охапка соломы). Последним блюдом свадебного пира обычно были щи или лапша. На следующее воскресенье молодые навещали родителей новобрачной.

При родах литовские крестьянки обычно пользовались помощью повитухи. Бесплодие женщины считалось одним из самых больших бедствий семьи. Всегда, особенно первым ребенком, предпочитали иметь мальчика. Ребенка кормили грудью до года (иногда и больше), в промежутках между кормлениями ребенку давали соску или завернутую в чистую тряпку массу из подслащенного хлеба.
Для укачивания детей применялись колыбели двух видов: подвесные и стоячие на гнутых полозьях. Детей в крестьянских семьях воспитывали строго, рано приучали к труду; сурово осуждалось нарушение общепринятых моральных норм.
Чтобы добиться послушания, детей пугали чужими людьми, особенно цыганами, Божьей карой, применялись телесные наказания.

Рождения ребенка сопровождалось различными обрядами. Через несколько дней после родов старшие женщины деревни посещали роженицу. По традиции каждая из них приносила с собой яичницу или гречневую кашу. Муж роженицы в свою очередь угощал женщин вином.
По случаю наречения ребенку имени устраивался праздник. Для Крещения с ребенком ехали в церковь или приглашали священника домой. Праздник, следовавший за церковным Крещением, часто носил полушутливый характер, во время него собирались с гостей деньги для повитухи, затем повитуху "вывозили" со двора, посадив на борону или в корыто.

Традиционные похоронные обряды сохранялись более устойчиво, чем другие. Покойника сразу после смерти обмывали, одевали в лучшую одежду и клали на доску, покрытую белыми скатертями и узорчатыми покрывалами. Умершего два-три дня держали дома. Около тела постоянно находился кто-нибудь из родных, родственников и соседей, которые пели молитвы; их угощали пивом и различными кушаньями.
В гроб клались разные вещи: орудия труда, украшения, деньги, хлеб.
Литовцы обычно хоронили умерших на закате. Гроб везли на кладбище закрытым. В день похорон в доме умершего устраивались поминки (pakastynes), во время которых на стол ставилась свободная посуда и оставлялся стул для души покойного. Во время помином поминались все умершие данной семьи. Далее поминки устраивались на седьмой, девятый, сороковой день и через год после смерти, а также в день умерших ( velines - 2 ноября). Умершие члены семьи поминались также накануне всех больших праздников - Рождества, Пасхи и др. В таких случаях для душ покойных родственников оставлялся на ночь накрытый стол.

Общественная жизнь

В быту литовских крестьян вплоть до конца XIX века сказывались общинные традиции. Хотя общинного пользования пахотной землей в этом регионе не было, деревню объединяло пользование общими лугами и пастбищами, обычай взаимопомощи, а также совместное участие в семейных и календарных праздниках и развлечениях. Для решения вопросов, касающихся всей деревни: наем старшего пастуха (см.выше), строительство и ремонт мостов и дорог, огораживание прогонов для скота, несколько раз в год созывались сходы дворохозяев.

Соседская помощь по традиции оказывалась в несчастных случаях, при пожаре, болезни хозяина и др. Погорельцу соседи предоставляли во временное пользование скот, выделяли зерно, фураж, строительные материалы. Трудовая взаимопомощь проявлялась в форме толок (talka) для жатвы, сенокоса, дергания и трепания льна, молотьбы, вывоза навоза и постройки дома. На такие работы приглашал хозяин двора, и отказ без уважительной причины считался невозможным. Участники толок работали своими орудиями труда. После окончания работ хозяин устраивал угощение с пивом и часто с танцами.
Другим обычаем, особенно среди бедного крестьянства, был обычай тканья так называемой складной ткани. Три-четыре соседки складывали равное количество шерстяной пряжи для основы и утка, потом ткали на одном станке по очереди. Таким образом, ткали материал для мужской и женской верхней одежды - юбок, накидок, а также браные узорчатые покрывала для кроватей.
Существовали и женские посиделки, на которые женщины приходили со своими орудиями труда - веретеном, самопрялкой, и каждая работала для себя. Перед свадьбой подруги невесты, собравшись на посиделки, шили рубахи для жениха, ткали пояса и др. Иногда на посиделки приходили также парни, они вили путы, драли перья.

В литовской деревне (кроме хуторской части) принято было одалживать соседям самые различные вещи: хлеб, огонь, и др. Одалживаемый хлеб взвешивали на безмене. Чаще всего одалживалась закваска (raugas) для ржаного теста, особенно для новой квашни.
Живой огонь, до появления спичек, особенно ценился. Горячие угли, покрытые пеплом, держались в предпечье и если они гасли, хозяйка спешила к соседке "за огнем".
Соседей было принято угощать всякой "свежинкой" - например, соседка относила соседке попробовать еще горячий каравайчик хлеба. Существовала традиция носить близким соседям молозиво (krekenys), запеченное с яйцами в глиняном горшочке, - чтобы, по поверью, никто не мог повредить корове. В регионах, славящихся традициями варки крепкого домашнего ячменного пива, существовал обычай "коштувес" (kostuves): соседа независимо от личных отношений приглашали отведать свежего пива или относили ему кувшин пива. Часто несли и угощение соседям при забое свиней: понемногу различных частей туши, кровяные колбаски, кровь для супа и др.
Баню соседи также обычно топили поочередно.
Помимо традиции пчелиного сябровства, существовало также сябровство по
содержанию мелких животных: соседи или знакомые, одалживая друг у друга какое-нибудь животное (обычно овцу) и присматривая за ним, становились тем самым в отношения, близкие к родственным.

Праздники и годовой круг жизни

Одним из основных годовых праздников было Рождество (25 декабря). В этот день оканчивался срок найма батраков. Сверх уговоренной оплаты, хозяйка дарила батракам каравай ржаного хлеба и кусок копченого мяса. В сочельник подавался торжественный ужин из старинных традиционных блюд: кислого овсяного киселя, пареного гороха или пшеницы с медом, мелких пшеничных сухариков со сладким маковым молоком, грибов и селедки. После ужина молодежь гадала.
Под Новый год в деревнях устраивалось карнавальное "шествие королей", изображавшее трех волхвов. Вместе с ними шли "ангелы", "черт", "смерть", маски животных и птиц (конь, козел, медведь, цапля, петух и др.). При встрече Нового года в некоторых местностях зажигали сноп, щелкали бичом, стреляли и др.
Последним праздником зимнего цикла была масленица (uzgavenes). На масленицу устраивался народный карнавал, в котором участвовали персонажи, изображавшие "войну" зимы и весны. Характерным персонажем праздника являлось "Морэ" (more) - чучело в старой женской одежде, посаженное на колесо, укрепленное на полозе саней. Морэ сопровождали ряженые. Праздник заканчивался сжиганием Морэ. В других местах вместо Морэ возили по деревнях "пчел", - бочку с посаженными в нее детьми, которых все старались облить водой. Иногда в масленичных карнавалах участвовали сатирические маски - "барин", "жандарм", "шляхтич", комические персонажи - обжора Лашининис, "скупой", жених-неудачник Сидарас и др. Существовали и аллегорические фигуры, восходящие к мистериям: "смерть с косой", "дьявол", "отшельник" и др. Маски-участники карнавала пели, танцевали, шутили. На масленицу катались на санях, обливались водой, гуляли в масках. Основное внимание уделялось обрядам, которые должны были увеличить урожай льна. Традиционным блюдом на масленицу служили блины.

Первую борозду старались вспахать не раньше 23 апреля, дня Св.Георгия - чтобы гром и гроза не повредили полям. Этот день также считался днем первого выгона скота на пастбище и окончанием срока службы семейных батраков.
Самым важным весенним праздником считалась Пасха. В этот день по народным обычаям обливали друг друга водой, хлестали ветками можжевельника или березки, качались на качелях, зажигали костры, катали и били крашеные яйца.
Троица в литовском народном календаре считалась праздником весеннего сбора пастухов. Пастухи накануне праздника украшали коров венками, за что их одаривали яйцами, маслом, мукой и др. Все это в день праздника шло на угощение. У входных дверей снаружи ставились березки, внутри изба украшалась зеленью.

Главным летним праздником считался Иванов день (jonines, 24 июня). Народные гулянья проходили накануне праздника до полуночи. Зажигались костры или укрепленные на жердях бочки со смолой, женщины и девушки ходили на луга собирать лечебные травы, молодежь качалась на качелях, пускала по воде венки, искала "цветок папоротника", устраивала вскладчину угощения у костра, танцевала. С этим праздником совпадало начало сенокоса.

Последний осенний праздник - Мартинов день (11 ноября). В этот день было принято рассчитываться с общинными наемными работниками - старшим пастухом и деревенским кузнецом.

Традиционные ремесла и прикладное искусство

В Литве развиты народные ремесла и прикладные искусства.
Распространенным ремеслом являлась резьба по дереву: украшенные резным орнаментом лопасти прялок, вешалки, посуда, подсвечники, трубки, музыкальные инструменты, деревянная обувь (клумпес) и др. Резьбой украшались также сани, повозки.
Деревянные изделия по своей форме сходны с подобными изделиями соседних народов, но иногда имеют своеобразный по форме и композиции орнамент: сегментная розочка (звездочка), квадрат, ромб, круг. Подсвечники часто делались с головками лошадей, ужей и птиц.
Развитым искусством была деревянная скульптура. Она встречалась, помимо прочего, в придорожных крестах и настольных часовенках, украшенных богатой резьбой и объемными фигурами (часто встречался образ скорбящего Христа). Помимо религиозной, встречается деревянная скульптура на сказочные и бытовые сюжеты, иногда сатирического характера. Деревянная скульптура покрывалась красками. Скульптура была фронтальной, все внимание сосредоточивалось на передней плоскости скульптуры, так как она ставилась у стены и смотрелась лишь с лицевой стороны.
Из других видов искусства распространен был народный лубок - гравюра на дереве.

Распространено было домашнее ткачество и прядение. Старинное орудие прядения - веретено - уже в начале девятнадцатого века на бОльшей части территории было вытеснено самопрялкой (ratelis). Самопрялки встречались двух типов - горизонтальная, "лежак" и вертикальная, "стояк". Ткацкий стан (stovai) в Литве горизонтальный, с неполной рамой.
Нить для тканья красили естественными красителями, однако с середины девятнадцатого века стали распространяться анилиновые краски. В это же время начинает сокращаться и домашнее ткачество, крестьяне стали покупать мануфактурные ткани. Дольше всего изготовлялись дома ткани для столового и постельного белья и декоративные - покрывала, занавески.
Одежду также шили в основном дома, однако были и сельские портные, работавшие на заказ. Портными чаще были мужчины, ходившие работать из двора во двор на какой-то более-менее определенной территории. Мужчины-портные шили только мужскую одежду, женщины-портнихи - мужскую и женскую.

Деревообделочные работы умел выполнять, как правило, каждый крестьянин. В своем хозяйстве он нередко делал все - от сруба до мебели. Однако возникали и узкие специализации - например, были мастера, изготовлявшие на заказ деревянные башмаки.

56,13 КБ

В некоторых сельских местностях возникали ремесленные центры, работавшие на подходящем местном сырье, производственные навыки передавались по наследству. Так, возникали села, специлизировавшиеся на изготовлении транспортных средств, гончарные и др.
В других селах ремеслом подрабатывали (а порой целиком существовали за счет него) в основном малоземельные или безземельные крестьяне; иногда специализировались в качестве ремесленников в больших семьях младшие дети, которые не получали в наследство земли. Обучались ремеслу по-разному. Навыки плотницкой работы приобретались обычно дома от старших мужчин. В других случаях шли учиться к мастерам за определенную плату, во время обучения ученики жили и питались у мастеров.

Рабочим местом у большинства сельских ремесленников служила жилая часть дома. Летом ремесленник нередко переходил работать на гумно, либо под навес, пристроенный к гумну или хлеву. Ремесленники, которые постоянно занимались своей работой, в рабочем помещении устраивали обогревательную печку, чтобы можно было работать в зимнее время. Существовали и странствующие ремесленники, которые на время выполнения работы жили и питались в семье заказчика. Свои изделия ремесленники обычно продавали сами, гораздо реже - через посредников или на ярмарке.

Фольклор, мифология, ссылки по теме:

"Об этнографии Литовского Полесья" (статья по материалам Адама Киркора)

Сайт, посвященный литовскому народному костюму (на английском языке, много иллюстраций)

Литовская традиционная культура и искусство (на литовском языке, огромное количество цветных иллюстраций, галереи по всем видам народного творчества, архитектуре и др.)


Литовская народная музыка в обработке Чюрлениса


Народные песни Жемайтии (Жемайтия, Жмудь, Самогития в XIX веке - территория Ковенской губернии, то есть немного более северный регион)

Литовские народные пословицы и поговорки

Литовские народные сказки

Литовский фольклор

Литовские мифы (по ссылке среди мифов других народов)

Древняя балтийская мифология (литовская и латышская, дохристианских времен, многочисленные отголоски сохранились и в девятнадцатом веке)

Более подробная статья о древнейших верованиях балтов
Comments 
4th-Feb-2008 12:32 pm (UTC)
Хм, почему-то картинки в серьёзных ресурсах как раз не цветные. (Но порой какие! Это называется камень "Божий стол", фото не позже 1934 г.).

А вот тут http://mkp.emokykla.lt/ars/default3.htm - цветные, и много. Будем вместе читать :) Главное: "19 a." есть 19-ый век, "19 a. vid." - его середина, а "19 a. II p." - вторая его половина, а всё с основой "dzūk-" - регион, который особенно интересен. Там после нажатия на ссылку иногда бывают дополнительные на правой стороне.
Металлические изделия - обратите внимание на орнаментику крестов внизу - звёздочки, солнышки и что угодно; виленские вербы - только вильнюсскому краю характерный вид искусства, но до двадцатого века цвета были натуральные. Впрочем, лучше так - сперва выбирайте картинки, а я тогда уж переведу именно то название.
16th-Feb-2008 04:29 pm (UTC)
Вот, дошли руки посмотреть.
Офигеть, какая красота. Особенно деревянные скульптуры и резьба по дереву, конечно, впечатлили.
16th-Feb-2008 02:13 pm (UTC) - Вот это пост!
Последовательно, интересно, по сути...
(простите, но "краду" к себе, 16-ое фефраля ведь,
лучше не придумаешь).
Спасибо!!!
:-)))
This page was loaded Dec 10th 2018, 10:46 am GMT.